Дворец Версаль

Дворец Версаль — это гармония, королевская роскошь и тонкий художественный вкус. Здесь нет ничего банального и заурядного, здесь всё рассчитано на то, чтобы произвести ошеломительное впечатление, захватывающее дух. Совершенный вид, который открывается из окон дворца, с бесчисленными фонтанами, оригинально подстриженными кустами и деревьями, мраморными статуями, изумляет и восхищает. Водную гладь перед парковым фасадом дворца украшают величественные полулежачие мужские и женские фигуры. Версальский дворец всегда вызывает представление времён Короля-Солнца – Людовика четырнадцатого.

Дворец Версаль

Немногие знают, что у знаменитого Версальского дворца и парка есть старший брат – загородный дворец Во-ле-Виконт, размещенный в южной части от Парижа. Его построил в середине семнадцатого века архитектор Луи Лево для всемогущего государственного деятеля Людовика четырнадцатого – Никола Фуке, управлявшего тогда финансами государства. Как и замки Луары, замок Во-ле-Виконт со всех сторон окружён рвом. Парковый фасад здания по центру выделен криволинейным ризалитом, увенчанным высоким куполом.

Замок Во-ле-Виконт

В интерьере ему соответствует торжественный Овальный салон, декорированный пилястрами, зеркалами и лепниной. Парк, примыкающий к дворцу, имеет осевую планировку. Поперечная ось проходит строго через центр здания, позднее этот принцип повторился в Версале. И это неудивительно, ведь здесь работали те же мастера: дворцовый архитектор Луи Лево, а также мастер кисти Шарль Лебрен и парковый архитектор Андре Ленотр. Король, недовольный политикой всевластного деятеля Фуке, подготовил ему безжалостную расправу. А работавших на Фуке мастеров король, восхищенный красотой ансамбля, пригласил для строительства собственной новой резиденции.

Влюбленный Людовик возводит Версаль для Луизы де Лавальер. Ему всего 26 лет, но он уже Король-Солнце. Он искал на земле такое место, которое было бы выключено из обыденности, пусть даже и королевской. И в 64 году семнадцатого века, в Версале началась сладкая праздничная жизнь, которая затихала только ночью, походившая на бесконечный маскарад и веселые состязания. Версальские просторы того времени – это «зачарованный остров», где могли преображаться по много раз в день, менять цвет волос, маски, а дивные сногсшибательные наряды сменять мужскими костюмами. От других ранее построенных французских замков и дворцов, Версальский дворец выделяется ровными кровлями.

Версальский дворец-1668 год

Зеркальная галерея одной стороной выступает окнами в сад. Расположенные на противоположной стене семнадцать огромных зеркал, копируют периодично повторяющиеся оконные проемы, с отражающимися в них позолотами стен, росписью сводов, фонтанов и аллей парка, при этом создается иллюзия безграничного пространства. Зеркальная галерея стала символом нового Версальского дворца, его визитной карточкой.

Зеркальная галерея

В боковых крыльях здания располагались апартаменты членов королевской семьи, где в разные периоды жили жена Людовика пятнадцатого Мария Лещинская и две официальные фаворитки. На окрашенных в пастельные тона стенах и потолках особенно эффектно смотрится плоский золотой орнамент, сложенный из переплетения изогнутых линий. Излюбленные мотивы – раковины, гирлянды, арабески. Мир Версаля немыслим без прекрасного сада, обступающего его с 3 сторон, минуя лишь восточный фасад с раскинувшимися перед ним дворами: Передним, Королевским и Мраморным.

Мраморный двор-Версаль

Версальский парк красиво украшен бассейнами, фонтанами, подстриженными деревьями и декоративной скульптурой. Это было поистине сказочное место обитания французских королей, огражденное от остального мира стеной длинною в сорок три километра. Сегодня территория парка – всего лишь одна десятая часть от прежней площади, включая весь Сад и часть Малого парка с Большим и Малым Трианоном.

Большая лестница, спускающаяся от верхнего партера в парк, лежит на главной поперечной оси всего ансамбля. Она ведет к круглому бассейну с фонтаном Латоны братьев Марси, в центре которого расположена сверкающая в лучах солнца позолоченная скульптура нимфы Латоны, матери Аполлона.

Большая лестница к фонтану Латоны

Тема Аполлона достигает кульминации в сверкающей скульптурной группе, выполненной из свинца, который покрыт позолотой. К ней от фонтана Латоны ведет обрамленный статуями и вазами стриженый зеленый газон – «зеленый ковёр», или Королевская аллея. Начинающийся за «Колесницей Аполлона» Большой канал имеет форму креста. Следуя за его неторопливым течением, взор медленно устремляется на запад и лишь у самого горизонта останавливается на виднеющейся в дымке группе пирамидальных тополей. По вечерам солнце торжественно нисходит в воды канала, заливая его закатным золотом.

Могучие морские кони стремительно мчат колесницу, рассекающую гладь водоема. Ею горделиво правит бог света – Аполлон, управляющий колесницей не стоя, как требовала античная традиция, а сидя. Явление колесницы и символизирует восход, о котором трубят тритоны – полулежачие на раковинах морские божества. А двадцатиметровые струи фонтана, бьющие вверх, образуют в воздухе цветок лилии – символ французских королей. Фонтан «Колесница Аполлона» построен скульптором Тюби по рисункам любимого королевского живописца Лебрена.

Колесница Аполлона

Прогулка вдоль северного луча канала приводит к Большому Трианону – дворцу, названному по имени бывшей здесь когда-то деревни. Стены дворца выложены розовым мрамором, в отделке также использован мрамор белого, зеленого и серебристого оттенков, поэтому Дворец Большой Трианон часто называют Мраморным Трианоном. Подобно Большому дворцу Версаля, он имеет плоскую кровлю, где когда-то располагались мраморные вазы и скульптура, уничтоженные вместе с первоначальными интерьерами Французской революцией. Большой Трианон был местом отдыха короля и его семьи. В корпусе слева от лоджии размещалась королевская кухня.

Большой Трианон

В 60-х годах 18 века недалеко от Большого Трианона архитектор Габриэль по приказу короля Людовика пятнадцатого возводит Новый Малый Трианон. Стремясь в плане придать прямоугольному зданию асимметрию, зодчий располагает его на склоне холма. В зависимости от точки обзора оно кажется то двухэтажным, то трёхэтажным. Габриэль варьирует декор фасадов, прибегая к изящной лоджии из четырех колонн, украшая плоскость стены портиком из пилястр.

Малый Трианон

После революции драгоценности, живопись, орнаменты были отданы в Лувр, книги и медали – в Национальную библиотеку. Пустые комнаты использовались под Институт национальной истории, библиотеку, консерваторию и школу. В 1830 году Луи Филипп решил вернуть дворец к жизни и превратить его в музей. Реставрация Версаля, начавшаяся в начале двадцатого столетия, после войны, продолжалась уже французским правительством до 1952 года. В Версаль вернулись все ценности, принадлежавшие дворцу.

Версальский сад

Сегодня глядя на это великолепие, с трудом верится, что когда-то на месте дворца была обычная деревня с шатровой мельницей, и невзрачными невысокими хижинами с соломой, а на месте фонтанов, — непролазная трясина.

Комментарии запрещены.